|
Настройка CRT-монитора
Для регулировки
качества изображения используются два способа — регулировка с помощью механических
потенциометров и кнопочное управление с использованием меню, отображаемого на
экране монитора.
Для старых
моделей применялись исключительно регуляторы в виде потенциометров (переменных
резисторов). Обычно основные элементы регулировки располагаются в нижней части
фронтальной поверхности монитора, но иногда их прячут под свод корпуса или располагают
сбоку. Заметить наличие этих регуляторов можно по пиктограммам на корпусе. Для
регулировки яркости используется пиктограмма, а для контрастности — Такой набор
применяется как для черно-белых, так применяется цветных мониторов (судить о
типе монитора — цветной или черно-белый — по наличию только этих двух регуляторов
нельзя). Остальные регулировочные элементы в большинстве случаев располагаются
на тыльной стороне монитора. Каких-либо ручек обычно не предусматривается, а
доступ к ним осуществляется с помощью небольшой отвертки через отверстия в корпусе.
Конечно, не во всех отверстиях в корпусе присутствуют регуляторы, поэтому, прежде
чем совать туда отвертку,
убедитесь, что там есть ручка регулятора, предназначенная под отвертку (особенно
это касается старых мониторов производства СССР и СЭВ).
В современных
мониторах стали использовать цифровое управление всеми параметрами. Правда,
в первых моделях ограничивались регулировкой только традиционных параметров
— яркости и контрастности и двумя-тремя вариантами корректировки геометрических
искажений. В дальнейшем для выбора регулируемого параметра стали применять электронное
меню, которое появляется на экране.
Фактически,
способ настройки монитора с помощью меню мало отличается от такой же операции
в бытовом телевизоре, разве что присутствуют вспомогательные пункты, которые
нужны для настройки специфичных функций компьютерного монитора. Правда, следует
отметить, что регулировка яркости и контрастности в мониторах с цифровым управлением
может осуществляться как с помощью отдельных кнопок или через пункты меню, так
с использованием традиционных механических регуляторов. Последний вариант более
предпочтителен, т. к. пользователи при работе с офисными программами (где используются
текст и рисунки с малым количеством цветов) предпочитают устанавливать максимальные
значения контрастности, что не подходит для работы, например с фотографиями
и видеоизображением. Поэтому при работе в разных программах регулярно приходится
пользоваться регуляторами яркости и контрастности (только в последнее время
предлагается довольно сложный способ программной настройки яркости и контрастности
отдельных окон). Это хорошо видно на "сером клине", который используется
для калибровки яркости. Для правильной цветопередачи требуется,
чтобы серые квадратики (градации серого) справа и слева не сливались друг с
другом. Если изображение бледное, то несколько левых (самых светлых) квадратиков
сольются вместе. При повышенной контрастности, с которой работают большинство
пользователей, треть правых (наиболее темных) квадратиков сливаются. Заметим,
что "серый клин" хорошо подходит для проверки качества старого монитора,
т. е. определения, насколько изношены катоды кинескопа.
Остальные
способы настройки параметров монитора с помощью меню разберем на примере модели
PHILIPS 105MB производства корпорации Phillips. У этой модели очень сложная
структура меню, в котором можно выбрать и произвести регулировку как параметров
изображения, так и cделать
выбор интерфейсных характеристик.
Размер и положение
изображения на экране монитора регулируется в подменю SIZE & POSITION,
а для регулировки геометрических искажений используется подменю GEOMETRY.
Подменю COLOR
TEMPERATURE (Цветовая температура изображения) позволяет настроить баланс
белого. Пункты в этом подменю позволяют скорректировать нелинейность светоотдачи
кинескопа и учесть несовершенство человеческого зрения. Пользователю предлагается
выбрать из нескольких фиксированных значений или настроить самостоятельно баланс
белого, регулируя раздельно ток каждой из трех электронных пушек кинескопа,
отвечающих за красные, зеленые и синие цвета на экране.
Если с ручной
регулировкой отдельного цвета все ясно — мы уменьшаем или увеличиваем яркость
данного цвета, то термин "Цветовая температура" не совсем понятен
для тех, кто не работал с цветными фотографиями. В физике принято считать, что
значение цветовой температуры относится к свечению железа, нагретого до определенной
температуры. Обычные лампы накаливания имеют цветовую температуру равную примерно
3000 °К (градусы Кельвина = температура по Цельсию +273°). Белый цвет
ламп накаливания кажется человеку чуть желтоватым. Люминесцентные лампы обладают
цветовой температурой в 10 000 °К, а их белый цвет кажется голубоватым.
Тот "расчетный белый" цвет, который стараются получить на экране монитора,
имеет цветовую температуру, среднюю между этими значениями. В фотопечати за
белый цвет чаще всего принимают 5300 °К, а в мониторах используют две величины
— 6500 и 9300 °К. В зависимости от состояния кинескопа монитора (кинескопы
имеют ограниченный срок службы) и задачи, которую решает пользователь, можно
установить ту или иную цветовую температуру или самостоятельно настроить баланс
белого. Правда, требуется навык балансировки цветов, в противном случае результат
будет далек даже от стандартных настроек.
Пункт меню
DEGAUS позволяет провести дополнительное размагничивание кинескопа, если
однотонное изображение на экране имеет цветовые пятна. Остальные пункты —
ADVANCED CONTROL и MONITOR STATUS — предназначены для настройки дополнительных
функций, например вывода на экран информации о частотах кадровой и строчной
развертки, когда меняется режим монитора.
|
|